Show Info
ПОДПИСАТЬСЯ

Подробнее о «QCT»

QCT (Quality&Quantity, Consumer&Cost, Test)

Разработанная Александром Мешковым методика тестирования продуктов питания с точки зрения конечного потребителя. Методика основана на критериях оценки качества, изложенных в ГОСТ и других открытых источниках с допущениями, связанными с отличием формальных требований ГОСТ и восприятия качества потребителем. Цель тестирования, проводимого по методике QCT,  проанализировать ассортиментную матрицу товарной категории розничной сети на предмет соблюдения правила «Выше цена = Выше качество» и позиционирования каждого из товаров. В результате тестирования по методике QCT:

— определяются  несоответствия в позиционировании отдельных товаров

— выявляются  возможности по совершенствованию товарной категории,

— генерируются идеи создания новых продуктов (потребительские свойства, цена), потенциально привлекательных для  проанализированной товарной категории.

— формируются предложения по ротации и вводу ассортимента с точки зрения конечного покупателя.

Реализация рекомендаций по итогам тестирования позволит повысить степень удовлетворенности покупателей, выручку розничной сети и товарооборот производителю.

Порядок отбора образцов. Для тестирования  в одном  произвольно выбранном магазине розничной сети одномоментно   приобретаются  по одной штуке всех  образов товаров , имеющих схожие названия фактического продукта и размещенные  рядом друг с другом на полке магазина, но отличающиеся  торговой маркой, вкусом, рецептурой или фасовкой.  При закупке образцов  выбираются самые близкие  к покупателю экземпляры не зависимо от наличия/отсутствия повреждений этикетки или упаковки,  кроме случаев нарушения герметичности упаковки.  Если  физический доступ к товару затруднен (напр. товар не виден т.к. загорожен другим товаром, находится в другой товарной категории)  или товар временно закончился, то этот товар считается отсутствующим в ассортименте торговой точки.   Методика тестирования адаптирована только для оценки  качества товаров, которые покупатели приобретают для личного потребления, поэтому на образцы накладывается ограничение:  вес  каждого из образцов не должен превышать 1 кг.

Что важнее для потребителя: торговая марка или завод- изготовитель.  Соблюдение стандартов качества, по мнению автора, является важной задачей владельцев торговых марок. Заводы — изготовители могут и делают продукцию разного качества, значит, информация о производителе не  всегда определяет качество продукта. Поэтому при тестировании учитывается торговая марка и не принимается во внимание завод- изготовитель.

Вес нетто измеряется как разница веса продукта в индивидуальной упаковке и веса упаковки. Если продукт имеет жидкое содержимое, то перед взвешиванием упаковку моют и вытирают насухо.

Вес основного продукта, как правило, указывается на упаковке и является важным критерием соответствия товара ожиданиям покупателя. При этом в восприятии нас, российских покупателей, любое недовложение основного продукта, не зависимо от величины недовложения, воспринимается  пусть мелким, но тем не менее обманом, который подрывает доверие покупателя к торговой марке.  Степень негативного восприятия покупателем недовеса основного продукта тем выше, чем выше известность марки и цена основного продукта за 100 г. При этом недовес в пределах погрешности измерения весов нарушением не считается.

Особенности тестирования товарных категорий.

Горошек зеленый консервированный

При тестировании горошка консервированного применялось отклонение от формальных требований  в части п. 7.3   ГОСТ Р 54050-2010 относительно приравнивания оболочек и их частиц к битым зернам.  В соответствии с QCT,  оболочки и их частицы отнесены к растительным примесям, так как потребитель,  оценивая качество горошка,  не делает различий между обрывками створок и оболочками зерен. Измерение веса основного продукта производилось на электронных весах с заявленной изготовителем погрешностью измерений ± 1гр. после выдержки  3-4 минут в сите с размером ячейки 1х1 мм.

Тест на «мозговитость» горошка. Дело в том, что горошек мозговых сортов, собранный в правильное время и законсервированный с соблюдением всех требований имеет одинаковый вкус не зависимо от размера горошин. Если собрать горох слишком рано, то мелкие, недозрелые  горошины  могут испортить внешний вид, снизят урожайность (вырастет себестоимость) и их труднее собирать с поля. Если немного опоздать, то в крупные горошины начнут перезревать, и в них будет ощущаться крахмалистый привкус. И только если собрать вовремя + правильно, маленькие и крупные горошины будут иметь одинаковый вкус без привкуса крахмала.

Зеленый горошек — зерна, получаемые из недозрелых стручков овощного гороха,— бывает мозговых и гладкозерных сортов. Горошек мозговых сортов более нежный, в нем содержится меньше крахмала, но больше Сахаров и витаминов, нежели в гладкозерном. Из такого горошка и получают консервы высшего сорта. Крупные и мелкие зёрна одного сорта мозгового горошка мало отличаются друг от друга по вкусовым показателям. А крупные зёрна гладкозерного горошка более крахмалисты, чем мелкие, поэтому гладкозерный горошек калибруется на четыре сорта: № 0 — зёрна диаметром менее 6 мм, № 1 — от 6 до 7 мм, № 2 — св. 7 до 8 мм, № 3 — более 8 мм.

Икра кабачковая

При тестировании икры кабачковой   измерение содержания сухих веществ я производил по ГОСТ 28561 (методом высушивания до постоянной массы) с небольшим отступлением.  Дело в том, что если строго следовать требованиям ГОСТ, то нужно взять навеску  образца 5 грамм, сушить в шкафу 2-4 часа, затем  взвесить на весах второго класса точности, которые мне, как и большинству обычных потребителей не доступны.  Для компенсации недостатка точности моих весов (заявленная заводом точность ±1 грамм) я увеличил навеску с 5 до 100 грамм, а время сушки с 2 до 40 часов. Температурный режим использовал как написано в ГОСТ — 105°С , который обеспечивает любая современная духовка. Сколько останется после сушки 100 граммов исходного продукта, таково и будет содержание сухих веществ в %. По ГОСТ в кабачковой икре сухих веществ должно быть не менее 19%.

Килька в томате

При тестировании кильки в томате применяются критерии качества из  ГОСТ 16978  с определенными допущениями касающихся следующих  утверждений: «Целостность кильки, корюшки, ряпушки, снетка, тюльки, рубленых кусочков рыбы не нормируется»  и  «Количество кусков мелких рыб, спинок, тушек, рубленых кусочков, филе, неразделанных рыб — не нормируется». По моему убеждению,  покупатель ценит в кильке в первую очередь тушку рыбы, а не голову и хвост . Поэтому для товаров средней и выше ценовой категории  в качестве одного из критериев оценки качества вводится количество голов, тушек и прихвостовых частей.